АО «Татспиртпром» — наш клиент, крупнейшая алкогольная компания Российской Федерации, входящая в ТОП-3 общенационального рейтинга производителей водочной продукции, является крупнейшим налогоплательщиком Российской федерации. Создана в 1997 году решением Правительства Республики Татарстан. В структуру компании входят два спиртовых завода, два ликероводочных завода, винзавод «Vigrosso», торговое предприятие «Алкоторг», логистический центр. Общая численность работников 3500 человек. Производственные площадки филиалов АО «Татспиртпром» выпускают водки, ликероводочные изделия, коньяки, виски, аперитивы, бальзам, а также спирт класса «Альфа».

Немного вводных о Налоговом мониторинге

Налоговый мониторинг – новая форма налогового контроля, которая подразумевает онлайн-взаимодействие с контролирующими органами. Компания предоставляет для ФНС удаленный доступ к информационной системе, содержащей первичные документы, налоговые регистры, данные бухгалтерского и налогового учёта, на основании которых формируется отчётность, предоставляемая в ФНС. При вступлении в налоговый мониторинг Компания освобождается от камеральных и выездных проверок.

Компания вступает в мониторинг добровольно, при выполнении условий:

  • Совокупная сумма подлежащих уплате налогов (НДС, акцизы, налог на прибыль, НДПИ) – не менее 100 млн руб.
  • Годовая сумма доходов – не менее 1 млрд руб.
  • Совокупная стоимость активов – не менее 1 млрд руб.
  • Наличие системы внутреннего (налогового) контроля (СВК) –система, используемая руководством для упорядоченного и эффективного ведения хозяйственной деятельности в рамках действующего законодательства.

Для вступления в налоговый мониторинг Компания, подает заявление в ФНС до 1 сентября года, предшествующего старту мониторинга. До 1 ноября ФНС выполняет проверку предоставленных документов и принимает решение отказать или включить в налоговый мониторинг. В случае положительного решения мониторинг будет осуществляться со следующего календарного года, в течение 1 года и 9 месяцев, с возможным последующим продлением или отказом  от предоставления доступа. Для примера, результаты проверки за 2024 г ФНС должна предоставить до 1 октября 2025 года. Мониторинг автоматически продлевается на следующие 2 года, или Компания до 1 декабря подает заявление о прекращении данного вида контроля.

Для вступления в налоговый мониторинг Компания подает кроме Заявление о проведении налогового мониторинга, следующие документы для проверки, которые регламентированы приказами ФНС России 11.05.2021 № ЕД-7-23/476:

  1. Регламент информационного взаимодействия.
  2. Учетная политика для целей налогообложения организации, действующая в календарном году, в котором представлено заявление о проведении налогового мониторинга.
  3. Информация об организациях, о физических лицах, которые прямо и (или) косвенно участвуют в организации, представляющей заявление о проведении налогового мониторинга, и при этом доля такого участия составляет более 25 процентов.
  4. Документы, регламентирующие систему внутреннего контроля, в том числе:
  • Контрольные процедуры организации, осуществляемые в целях налогового мониторинга;
  • Анализ контрольных процедур организации, осуществляемых в целях налогового мониторинга;
  • Матрица рисков и контрольных процедур организации;
  • Оценка уровня организации системы внутреннего контроля организации;
  • Мероприятия по совершенствованию системы внутреннего контроля организации.

О проекте

В 2023 году Компания приняла решение вступить в налоговый мониторинг. Так как основная идея налогового мониторинга в предоставлении онлайн-доступа к информационной системе, то было принято решение предоставить доступ к текущему рабочему контуру Компании, который реализован на платформе «1С:ERP Управление холдингом», через «Витрину налогового мониторинга».

Технически проект структурирован следующим образом:

Предоставление доступа сотрудникам ФНС осуществляется через «Витрину налогового мониторинга» — типовой функционал «1С:ERP Управление холдингом», куда предоставлен доступ налоговому инспектору и куда автоматически экспортируются помеченные, имеющие значение для налогового учета, документы. Таким образом, инспектор получает доступ только к тем операциям, которые включены в показатели регламентированной отчетности, а такие процессы как Планирование, Бюджетирование и прочее исключены из доступа, т.к. не входят в контур налоговой проверки. Все ограничения выстроены на матрице ролей, соответствующей условиям, описанным в регламенте информационного взаимодействия, в котором описываются конкретные отчеты и их показатели к раскрытию в рамках проверки. Методологию налогового учета разрабатывали внешние консультанты.

Для целей проведения налогового мониторинга, раскрытие показателей налоговой отчетности осуществляется методом drill-down — до первичных документов, подтверждающих хозяйственные операции. Хранение всех первичных документов (Финансовый архив) компанией АО «Татспиртпром» организовано на базе системы Directum (система электронного документооборота Компании), но под эти цели могла подойти любое другое ПО, например, 1С:Документооборот, ELMA, и  другие. Directum был выбран с прицелом на использование для других потребностей Компании.

В соответствии с методологией, нами выполнены следующие работы по настройке и доработке «Витрины налогового мониторинга»:

  • настройка доступа инспектору ИФНС на просмотр бухгалтерской и налоговой отчетности, по согласованному списку форм отчетности
  • настройка доступа инспектору ИФНС на просмотр объектов системы, отражающих операции, которые участвуют в формировании отчётности,
  • настройка ограничения видимости для инспектора ИФНС в «Витрине налогового мониторинга» только того периода, который сверен и готов к проверке, с возможностью сдвигать период по мере готовности Компании предоставления отчетности.
  • доработан интерфейс для инспектора с ограничением доступа – только необходимые и достаточные данные для целей налогового мониторинга
  • доработан интерфейс для инспектора с целью облегчения поиск необходимой информации.

Дополнительно нам пришлось обеспечить интеграцию налогового мониторинга с системой, где хранятся первичные документы:

  • интеграция между 1С и Directum по входящим, исходящим и внутренним документа, содержит, в том числе, автоматическую выгрузку исходящих документов по отгрузке товаров в Directum и уже запуск на стороне внешней системы задач на исполнение подписания и прикрепления оригиналов документов.
  • Автоматизированы обмены связанной нормативно-справочной информацией.
  • Реализована интеграция по договорам с контрагентами, договоры мигрируют из Directum в 1С.
  • Реализована возможность из операции 1С по ссылке открыть скан копию документа или электронной версии документа, подписанной через ЭДО.
  • Реализован отчет по контролю наличия всех необходимых первичных документов во внешней системе Directum по отраженным операциям в 1С.

Так же в рамках налогового мониторинга был реализован процесс внутреннего контроля (СВК). Используя типовой функционал 1С, были выполнены настройки:

  • рисков Компании согласно разработанной матрице, указав вероятность, класс ущерба, уровень, область, направление и категории риска.
  • контрольных процедур для каждого риска, которые либо выявляют, либо предотвращают риск.
  • мероприятия по выполнению контрольных процедур.
  • доработки по заполнению регламентированных отчетов по внутреннему контролю, которые отражают результаты контрольных процедур, описывают матрицу рисков.

Для реализации проекта была задействована большая команда, состоящая со стороны Заказчика из Сотрудников ИТ отдела, Бизнес-экспертов и конечных пользователей со стороны Компании АО «Татспиртпром». Со стороны привлеченными подрядчиками являлись внешние методологи отвечающие за разработку методологии и подготовку документов для вступления в налоговый мониторинг, Интеграторы Directum, Компания ФТО, отвечающая за поддержку и развитие 1С.

Совместно проводились работы по выстраиванию архитектуры, бизнес-процессов, тестирование разработанного функционала, обучение пользователей 100+ и поддержка пользователей с момента запуска.

В результате выполненных работ в рамках проекта, на текущий момент получены результаты:

  • сотрудники ФНС для осуществления налоговой проверки Компании АО «Татспиртпром» подключаются онлайн к учетной системе, имеют доступ к необходимым данным и проверяют регламентированную отчетность.
  • сначала текущего года в финансовом архиве Компании хранятся все необходимые первичные документы к раскрытию показателей отчетности
  • успешно предоставлены регламентированные отчеты по внутреннему контролю и выгружены в Контур.

Мы удовлетворены сотрудничеством с компанией «ФТО ЦР», рекомендуем сотрудников, как профессионалов своего дела и надежных специалистов по поддержке и доработке автоматизированных систем на платформе 1С. Мы можем рекомендовать «ФТО ЦР» как надежного исполнителя.

Куликов К.В. Директор по ИТ АО "Татспиртпром"
Отзыв

Вы пользуетесь устаревшей версией браузера. Данная версия браузера не поддерживает многие современные технологии, из-за чего многие страницы отображаются некорректно, а главное — на сайтах могут работать не все функции.