Непринятие новой системы автоматизации сотрудниками предприятия (подробнее об этом читайте в разделе про саботаж) часто является главным источником проблем на проекте. Неконструктивное сотрудничество между представителями заказчика и проектной командой может приводить к срывам сроков и общему удорожанию стоимости внедрения. Единственный работающий способ свести к минимуму возможные проблемы в проектной команде — ввести хорошую мотивацию.
Способы мотивации в проектах внедрения
Основные способы мотивации сотрудников всем известны. Они могут быть материальными и нематериальными.
- Материальные поощрения могут выплачиваться сотрудникам как по завершении всего проекта, так и по окончании конкретных этапов. Однако размер бонуса должен быть соизмерим с возросшей на сотрудника нагрузкой.
- Нематериальная мотивация может заключаться в увеличение степени влияния сотрудника, ощущении себя важным и необходимым сотрудником, карьерном росте. Также можно выделять сотрудников, которые обработали большее число документов, строить графики «успеваемости» проектных групп.
Стоит вводить разные мотивационные схемы для разных категорий сотрудников (Топ-менеджмент, координаторы проекта, бизнес-эксперты, пользователи).
Кроме того, важно мотивировать как сотрудников предприятия (за это отвечает руководитель проекта со стороны заказчика), так и участников проектной команды исполнителя (этот вопрос решается на стороне интегратора).
Инструменты для мотивации
Денежное вознаграждение
Сотрудники положительно реагируют на увеличение своей заработной платы. Таким способом действительно можно вызвать интерес к проекту и повысить продуктивность сотрудников. Однако этот вид мотивации хорошо работает на старте проекта, но постепенно ослабевает по ходу течения проекта. Кроме того, повышение заработной платы сотрудникам может вызвать привыкание. Гораздо действеннее работает премирование за результаты (KPI). Система мотивации должна быть прозрачной и достижимой, зависеть от реальных усилий сотрудников команды, а получение премии должно быть гарантированным. Учитывайте эти расходы на этапе планирования проекта и составления бюджета.
Аттестация сотрудников
Аттестация может проводится на этапе обучения, по ее результатам проводится премирование и де-премирование сотрудников. Размер бонуса и штрафа должен быть отличным от стандартного. Условия объявляются сотрудникам заранее, что мотивирует их вникать в особенности проекта самостоятельно, не дожидаясь организованного обучения.
Регулярные инфомитинги
Во время проекта мы стараемся проводить совместные встречи о ходе проекта, обсуждаем текущие вопросы, отвечаем на вопросы пользователей. На таких встречах подчеркивается важность вводимых изменений и их ожидаемый результат. Это мотивирует как бизнес-экспертов заказчика, так и пользователей работать эффективнее и быстрее.
Система вознаграждения, привязанная к срокам завершения проекта
Важный критерий успешного проекта — его завершение в установленный срок. Привязка мотивационной составляющей к срывам сроков проекта хорошо мотивирует сотрудников, заставляет работать интенсивнее, в экстренных ситуациях — внеурочно. Главное, чтобы избежать демотивации при таком подходе, ставьте реалистичные и достижимые сроки.
Какой бы не была система мотивации — регулярно подбадривайте своих сотрудниках и получайте обратную связь от них на протяжении всего проекта, это позволит вам избежать дополнительных проблем.