Агрохолдинг «КОМОС ГРУПП» объединяет сельскохозяйственные предприятия, расположенные в четырех регионах Российской Федерации.
«КОМОС ГРУПП» осуществляет свою деятельность как компания с полным производственно-сбытовым циклом.
- разработать отчет об уровне клиентского сервиса на базе OLAP-куба для группы компаний;
- разработать отчетность по продажам в разрезе видов цен;
- подготовить техническое описание объектов и их полей для включения в действующую схему интеграции учетных систем 1С и корпоративного хранилища данных.
Весной 2022 года Заказчик обратился с задачей разработать отчетность на базе OLAP-кубов (On-Line Analytical Processing — интерактивный анализ данных, многомерный массив данных, как правило, разреженный и долговременно хранимый, используемый в OLAP. Может быть реализован на основе универсальных реляционных СУБД или специализированным программным обеспечением).
Данные для отчета планировалось выгружать из баз 1С:УПП ряда предприятий:
- птицефабрики Удмуртская и Вараксино
- ООО «Восточный» и мясокомбинат «Кунгурский»
- ОАО «Милком», в состав которого входят 6 площадок
Совместно с Заказчиком определили очередность построения отчета по площадкам и этапы проекта.
В составе проектной команды со стороны Заказчика были определены ответственные за согласование требований и методологию расчета показателей, за блок показателей SL (Service Level) – руководитель службы клиентского сервиса, за блок отчетности по продажам промо – руководитель отдела коммерческой и бизнес-аналитики. Также в проектную команду вошли бизнес-эксперты от каждого предприятия (УПФ/ВСТ), которые помогали разобрать специфику процессов и учета на своей площадке и впоследствии выполняли тестирование реализованного отчета.
При выстраивании проектных коммуникаций мы учитывали два блока показателей для разных площадок. На старте проекта определили зоны ответственности и распределили задачи внутри команды. Нам помогли план коммуникаций и реестр заинтересованных сторон. Хочется отметить, что Заказчик в обсуждении открытых вопросов подключал экспертов со своей стороны, из-за чего количество участников в рабочих встречах могло значительно увеличиваться.
На этапе «Анализ и дизайн» наш аналитик провел ряд интервью с командой Заказчика и сделал анализ системы-источника (1С:УПП). В результате было сформировано два технических документа:
- ТЗ на доработку обмена данными 1С-КХД
- ТЗ на разработку отчета, которое содержало перечень показателей и методику их расчета
Этап разработки начинала команда Заказчика. Поскольку в первую очередь требовалось настроить выгрузку недостающих данных из 1С в КХД, эту задачу Заказчик выполнял своими силами.
Какие сложности возникли на этапе тестирования?
Поскольку разрабатываемая отчетность не имела аналогов в виде ручных отчетов, наш аналитик провел полную сверку базовых и расчетных показателей. Убедившись в полноте данных и корректности расчетов, мы передали первую версию отчета на проверку Заказчику. В период с сентября по ноябрь бизнес-эксперты активно проводили тестирование отчета, а мы перешли в фазу активной поддержки. Наши специалисты обрабатывали поступающие обращения, часть из которых требовала оказания консультации по работе с кубом, другая часть заключалась в новых требованиях (доработках). Вместе с этим мы параллельно устраняли ошибки, которые не удалось выявить на внутреннем тестировании.
Результаты проекта
К концу 2022 года была завершена разработка OLAP-куба, в состав которого вошли два блока показателей.
Для оценки уровня клиентского сервиса были рассчитаны:
- Объемы заказанной, отгруженной, доставленной продукции (в натуральном и стоимостном выражении)
- Объемы возвратов
- Уровень сервиса, SL (от натуральных показателей и стоимостных показателей)
- Уровень сервиса с учетом корректировок заказа
- Уровень сервиса с учетом возвратов
Для анализа продаж:
- Выручка по базовому тарифу
- Выручка по тарифной/индивидуальной цене
- Тарифная скидка
- Глубина промо скидки в процентах
- Объем по спец ценам
- Скидка по спец цене on-invoice
- Промо доля выручки
Расчет показателей построен для двух предприятий: ООО «Восточный» и Удмуртской птицефабрики. В работе у проектной команды добавление данных в куб по молочному производству АО «Милком». Для предприятия будет добавлен новый блок KPI для оценки уровня производственного сервиса.
Плановые сроки – 2 квартал 2023 года.