С каждым клиентом мы заключаем Соглашение об уровне обслуживания (Service Level Agreement, или коротко — SLA). Задача этого документа — подробно описать наше взаимодействие, что мы делаем для Заказчика, в какие сроки мы должны выполнять свои задачи, как мы должны расставлять приоритеты в работе, и как по итогу отчетного периода измеряется качество нашей работы.
SLA составляется для каждого клиента индивидуально, но структура их одинакова. Ниже приведен пример Соглашения с одним из клиентов, с примечаниями по каждому разделу.
I. Предоставляемые услуги
В этом разделе мы описываем все работы, которые ФТО выполняет для Заказчика, и системы, которые находятся у нас на поддержке. По каждому виду работ определяется график и ограничения объема услуг, если они есть. Отдельно оговариваются те работы, которые не входят в нашу зону ответственности.
Исполнитель обязуется оказывать Заказчику услуги по сопровождению программного обеспечения 1С 8 ERP,установленного у Заказчика, на следующих инсталляциях:
- <Инсталляция 1>
- <Инсталляция 2>
Период оказания услуг — с «___» _______ ____ г.- «___» _______ ____ г.
Перечень услуг по сопровождению, время предоставления и ограничения по объему оказываемых услуг указан в таблице:
Услуга | Время предоставления* | Объем услуг |
Консультации пользователей по работе с ПО, помощь в решении проблем в части бизнес-процессов: — Приемка на склад- Отгрузка готовой продукции |
24/7 | Не ограничен |
Консультации пользователей по работе с ПО, помощь в решении проблем в части прочих бизнес-процессов | С 9:00 по 18:00 в рабочие дни | Не ограничен |
Контроль выполнения регулярных процедур по согласованным регламентам | 24/7 | Не ограничен |
Мониторинг интеграций с системами Меркурий, EDI, восстановление работоспособности интеграций | 24/7 | Не ограничен |
Мониторинг и поддержание работоспособности сервера приложений | 24/7 | Не ограничен |
Ведение пользовательской документации (обновление документации при изменениях в ПО, ведение раздела «FAQ») | Ежемесячно | Не ограничен |
Выдача и изменение пользовательских прав, ролей (по заявкам ключевых пользователей или службы безопасности) | С 9:00 по 18:00 в рабочие дни | Не ограничен |
Эскалация вопросов, не относящихся к области компетенции Исполнителя (администрирование инфраструктуры, администрирование БД) | С 9:00 по 18:00 в рабочие дни | Не ограничен |
Исправление ошибок в программном коде ПО | С 9:00 по 18:00 в рабочие дни | Не ограничен |
Доработка ПО в соответствии с бизнес-требованиями Заказчика | С 9:00 по 18:00 в рабочие дни | Не более 40 плановых часов в месяц ** |
Обновление систем на новые версии, поставляемые производителем ПО | С 9:00 по 18:00 в рабочие дни | Не более 2 раз в год |
* Время часового пояса Москвы.
** Плановые часы – часы на выполнение модификации, включая постановку задачи, кодирование, тестирование и перенос модификации на рабочее приложение; плановые часы являются оценкой Исполнителя, в обязательном порядке согласуются с ответственным представителем ИТ-службы Заказчика. Риск превышения фактического времени над плановым находится на стороне Исполнителя. Время на модификации не переносится из периода в период.
В перечень услуг, оказываемых Исполнителем, не входят следующие задачи:
- Поддержка оборудования и инфраструктуры системы (сервера, каналы связи, системное ПО, включая подсистему печати, сервер базы данных), лицензионные ключи на ПО
- Администрирование базы данных, в т.ч. обеспечение сохранности данных (резервное копирование).
Способы взаимодействия пользователей Заказчика и Исполнителя:
- Телефон
- Система Service Desk Исполнителя
Конкретные почтовые адреса, телефоны и учетные записи для Service Desk определяются в регламенте взаимодействия.
II. Ответственность Заказчика
Здесь мы описываем то, что нам нужно для эффективного выполнения работы — доступы, координатор со стороны заказчика, и так далее. Самое важное в этом разделе – монопольный доступ к коду системы с нашей стороны. Если монопольного доступа нет, после возникновения каких-то проблем можно «не найти концов». Если мы отвечаем за приложение, к нам в дальнейшем все вопросы, но мы должны его контролировать.
Заказчик обязуется:
- Предоставить Исполнителю удаленный доступ к инсталляциям ПО для решения заявок;
- Предоставить Исполнителю копию рабочего ПО с тестовыми данными, для моделирования и решения проблем пользователей специалистами Исполнителя
- Предоставить Исполнителю серверные ресурсы, необходимые для разворачивания окружения для выполнения доработок.
- Обеспечить право Исполнителя на контроль кода рабочего приложения (отсутствие модификаций системы своими силами) с целью переноса ответственности за работоспособность системы на Исполнителя.
- Назначить и письменно сообщить Исполнителю Координатора, ответственного за взаимодействие в рамках услуг, описанных в настоящем Предложении:
- Управление соглашением об уровне сервиса (инициация, согласование изменений) и вспомогательных регламентов со стороны Заказчика
- Представление интересов бизнес-пользователей в согласовании изменений к Соглашению об уровне сервиса, а также вспомогательных регламентов
- Разрешение конфликта интересов, если запрос одного бизнес-пользователя Заказчика конфликтует с запросом другого: по очередности и/или функционалу
- Определение необходимости реализации, по каждой задаче на доработку системы
- Приоритизация задач на доработку
Заказчик имеет право:
- Запрашивать у Исполнителя информация о статусе обработки заявок.
- Письменно информировать Исполнителя о недостатках в работе или нарушениях и требовать их исправления.
- Согласовывать с Исполнителем изменения в объемах выполняемых работ, заключать с Исполнителем Дополнительные соглашения об изменении объема услуг и работ для Заказчика, выполняемых Исполнителем.
III. Приоритеты и нормативное время решения заявок
В этом разделе мы описываем принципы очередности выполнения заявок поддержкой, включая разбивку бизнес-процессов Заказчика по степени критичности. Здесь же описывается нормативное среднее время решения заявок и предельная доля тех заявок, которые не уложились в нормативное время.
Приоритет заявок определяется дежурным специалистом Исполнителя, исходя из бизнес-процесса, по которому поступила заявка от пользователя ПО, и характера заявки. Нормативное среднее время выполнения заявок и максимально допустимая доля заявок, время выполнения которых не уложилось в нормативное время, представлена в таблице:
№ | Приоритет | Среднее время решения заявки | Доля просроч. заявок | Виды заявок |
1 | Критический | Не более 2 рабочих часов | Не более 20% | Нарушения в работе ПО, которые приводят к неработоспособности одной или нескольких инсталляций в целом.
Мониторинг и поддержание работоспособности сервера приложений |
2 | Высокий | Не более 4 рабочих часов | Не более 20% | Консультации пользователей по работе с ПО, помощь в решении проблем в части бизнес-процессов высокого приоритета:
— Приемка на склад — Отгрузка готовой продукции — Казначейство Эскалация вопросов, не относящихся к области компетенции Исполнителя (администрирование инфраструктуры, администрирование БД) Контроль выполнения регулярных процедур по согласованным регламентам Мониторинг интеграций с системами Меркурий, EDI, восстановление работоспособности интеграций |
3 | Средний | Не более 16 рабочих часов | Не более 20% | Консультации пользователей по работе с ПО, помощь в решении проблем в части прочих бизнес-процессов
Выдача и изменение пользовательских прав, ролей |
4 | Низкий | Не более 40 рабочих часов | Не более 20% | Исправление ошибок в программном коде ПО |
5 | Фоновый | По согласованию | — | Доработка ПО в соответствии с бизнес-требованиями Заказчика
Обновление систем на новые версии, поставляемые производителем ПО Ведение пользовательской документации (обновление документации при изменениях в ПО, ведение раздела «FAQ») |
По взаимному соглашению сторон приоритет заявки может быть изменен как в большую, так и в меньшую стороны.
Время решения заявки рассчитывается как разница между датой/временем решения заявки и датой/временем регистрации заявки в ServiceDesk, за вычетом периодов нерабочего времени (в соответствии с графиком предоставления услуг в разделе I) и за вычетом времени нахождения заявки на стороне пользователя:
- Уточнение у заказчика
- Согласование заказчиком
- Тестирование заказчиком
- Передано сторонней службе
Доля просроченных заявок рассчитывается как отношение количества заявок данного приоритета, время решения которых больше нормативного, к общему количеству заявок данного приоритета.
IV. Отчетность по услугам
Раздел определяет формат и частоту предоставления отчетов для Заказчика
Отчеты предоставляются Исполнителем Заказчику в табличном формате, в электронном виде и используются Заказчиком для оценки качества предоставляемых услуг.
Отчеты по количественным показателям (раздел III) содержат следующую информацию, в разбивке по приоритетам:
- Общее количество принятых заявок
- Среднее время выполнения заявок
- Доля просроченных заявок
- Полный перечень заявок, закрытых в течение периода
- Полный перечень заявок, оставшихся нерешенными на конец периода
Отчеты по количественным показателям предоставляются Исполнителем ежемесячно до 5 числа каждого месяца. Указанные отчеты оформляются как приложения к актам выполненных услуг, подписываются Исполнителем и Заказчиком.
Дополнительно к количественным показателям Исполнитель собирает информацию о качественном восприятии сервиса. Дважды в год Исполнитель проводит опрос пользователей на предмет удовлетворенности следующими факторами:
- Удовлетворенность скоростью решения проблемы
- Удовлетворенность вежливостью специалистов поддержки
- Удовлетворенность фактом решения проблем
Отчеты по качественным показателям содержат информацию по удовлетворенности пользователей, в разбивке по ролям пользователей, а также описание принимаемых мер по улучшению показателей.
Отчеты по качественным показателям предоставляются Исполнителем дважды в год, до 20 июня и до 20 декабря.
Координатор самостоятельно проводит анализ полученной отчетности. В случае необходимости, Координатор может инициировать проведение совещания рабочей группы с представителями Исполнителя услуг по анализу отчетности.
V. Методика оценки качества сервиса
В этом разделе мы определяем то, как мы измеряем качество сервиса. Мы приводим перечень метрик качества, как количественных, так и качественных, и определяем вес (важность) каждой метрики, исходя из бизнеса клиента
Исполнитель обязуется ежемесячно рассчитывать итоговый показатель качества сервиса (QoS), на основании следующего расчета:
Метрика | Вес метрики |
Среднее время выполнения заявок 1 приоритета меньше нормативного | 0,1 |
Доля просроченных заявок 1 приоритета меньше нормативной | 0,1 |
Среднее время выполнения заявок 2 приоритета меньше нормативного | 0,15 |
Доля просроченных заявок 2 приоритета меньше нормативной | 0,15 |
Среднее время выполнения заявок 3 приоритета меньше нормативного | 0,05 |
Доля просроченных заявок 3 приоритета меньше нормативной | 0,05 |
Среднее время выполнения заявок 4 приоритета меньше нормативного | 0,05 |
Доля просроченных заявок 4 приоритета меньше нормативной | 0,05 |
Доля ответов «Быстрее, чем рассчитывал», «Как и рассчитывал» на вопрос анкеты «Насколько быстро, по Вашему мнению, решаются Ваши проблемы» больше 70% * | 0,1 |
Доля ответов «Да», «Чаще да» на вопрос анкеты «Снимаются ли Ваши проблемы в работе с системой службой поддержки?» больше 80% * | 0,1 |
Доля ответов «Да», «Чаще да» на вопрос анкеты «Было ли обращение сотрудников службы поддержки с Вами вежливым?» больше 90% * | 0,1 |
* По данным последнего проведенного опроса пользователей
Итоговый показатель качества (QoS) рассчитывается как сумма весов по тем метрикам, которые были выполнены в периоде.
Исполнитель самостоятельно, без согласования с Заказчиком, определяет необходимый трудовой ресурс специалистов поддержки, консультантов и разработчиков для выполнения указанных метрик.
VI. Стоимость услуг, штрафные санкции и условия оплаты
Основной пункт в этом разделе — это расчет штрафных санкций, которые ФТО применяет к месячному акту в том случае, если нарушаем метрики качества.
Стоимость услуг Исполнителя составляет ________ (___________) рублей в месяц, без учета НДС.
В случае нарушения показателей качества стоимость услуг уменьшается пропорционально штрафным санкциям, согласно следующей таблице:
QoS от | QoS до | Штрафные санкции, в % от стоимости услуг |
0,8 | 1 | 0% |
0,6 | 0,79 | 5% |
0,4 | 0,59 | 10% |
0 | 0,39 | 20% |
Штрафные санкции могут быть начислены начиная с 3-го месяца оказания услуг. Первые два месяца являются ознакомительным периодом, в котором Исполнитель нарабатывает компетенцию в приложении Заказчика.
В случае изменения объема услуг и/или количества инсталляций, стоимость договора может быть пересмотрена как в большую, так и меньшую сторону.
Стоимость дополнительного сервиса, оказываемого по требованию Заказчика:
- При превышении указанного в разделе I объема заявок, стоимость каждой заявки сверх указанного объема, составит ______ (_______) руб, без учета НДС, за одну заявку.
- При необходимости выполнения доработок сверх указанного в разделе I объема, стоимость одного человеко-часа будет составлять ______ (_______) руб, без учета НДС. Подписание Сторонами Акта приема-передачи услуг по результатам выполненных доработок осуществляется по факту завершения пользовательского тестирования.
- Стоимость работы поддержки в выходные и праздничные дни – ______ (_______) руб./день, без учета НДС, вне зависимости от количества специалистов поддержки. Основанием для начисления стоимости является запрос на услуги поддержки в выходной день, направленный Исполнителю по электронной почте Координатором.
Стоимость дополнительного сервиса будет включаться в месячный акт отдельными строками.
Оплата услуг производится Заказчиком путем перечисления денежных средств на расчетный счет Исполнителя в течение 10 (десяти) рабочих дней, исчисляемых с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором Сторонами был подписан без замечаний Акт приема-передачи услуг.