Саботаж команды во время проекта
Те, кто на ежедневной основе управляют проектом, часто сталкиваются с типичными проблемами. Независимо от того большой проект или нет, внутренний или для внешнего заказчика и при любой выбранной методологии, вам нужна сплоченная команда.
Доверие в проектной команде – на мой взгляд, недооцененный фактор успеха. Чаще оценивают силу команды по составу ее участников. Но если каждый эксперт начинает играть сам на себя, то о командном успехе мечтать не приходится.
Как проявляется саботаж
Итак, давайте представим, что потенциально сильная команда «вдруг» начинает саботировать проект. Сначала о том, в чем это может проявляться:
- Любые управленческие решения слишком много обсуждаются командой, есть несогласные.
- Задачи не реализуются в срок систематически, т.к. «в ходе реализации решил/решила, что нужно по-другому».
- Ресурс проектной команды все время расфокусируется. Например, если сотрудник участвует в нескольких проектах, ресурс все время «утекает» на другие проекты, вразрез ресурсному плану. А если проект один, то все время нарушаются приоритеты.
- Участники проекта отказываются делать задачи по причине отсутствия опыта/компетенций. Такое бывает с неплановыми задачами или, когда меняется участник проекта.
Его последствия
Следствием таких шагов со стороны команды мы имеем:
- падение авторитета руководителя проекта,
- отставание от графика,
- возможное снижение качества,
- недовольного заказчика проекта,
- и скорее всего ухудшение экономики проекта.
Что делать
А чтобы понять, что делать, нужно разбираться в возможных причинах происходящего:
- Прежде, чем обсуждать с участниками нарушения правил игры, нужно сначала сформулировать и утвердить эти правила . Поэтому вам для начала предстоит ответить на вопрос: есть ли в вашем проекте документ с описанием ролей каждого участника (например, устав проекта или матрица RACI)? Если такой документ есть, то читал ли его кто-либо из вашей команды? Обсуждался ли документ внутри? Такие вещи требуют валидации, иначе участники могут не принять ваши правила.
- Важным фактором успеха является авторитет руководителя проекта. Если он на высоком уровне, то договориться с командой вам гораздо проще и вероятность саботажа низкая. Если авторитета нет, его нужно заработать путем принятия правильных решений, а также их обязательному разъяснению команде. Ведь если все участники знают и понимают причины возникновения задачи, то ни у кого не возникнет вопроса, нужно ли ее выполнять. Мы часто заточены на управление ожиданиями наших клиентов, но забываем, что такой же процесс нужен и с обратной стороны – внутри команды. Так что я очень рекомендую уделять этому внимание на внутренних статусах с командой.
- Следствием предыдущих 2 пунктов является тот факт, что экспертиза и власть не должна быть сосредоточена в одних ваших руках. Привлекайте технических и бизнес экспертов к обсуждению вопросов их компетенции, формируйте совместные гипотезы и решения, заручайтесь их поддержкой. Если вы принимаете решение на основании мнения экспертов, вероятность его успеха выше, чем в случае ваших единоличных решений. Особенно в спорных ситуациях.
- В случае если протест идет со стороны только конкретных людей, но не команды, лучше пообщаться с каждым индивидуально и для начала – услышать доводы вашего собеседника. Ведь умение слушать – важный инструмент руководителя. А уже услышав, делать выводы.
Итак, если все процедуры, описанные выше, проведены, то вы уже понимаете:
- Кто и за что отвечает и как к этому относится.
- Какие есть принципиальные для разрешения вопросы в команде.
- Какие есть экспертные мнения по разрешению вопросов, их сторонников и противников.
- Готовность команды двигаться за вами в качестве лидера этого проекта.
На мой взгляд, когда есть такая ясность, можно действовать. С одной стороны – решать задачи проекта, с другой – работать над микроклиматом в команде.
Никогда не бывает слишком поздно, чтобы заняться созданием сплочением команды!