Когда нужно отказываться от клиента в ИТ?
Вопрос кажется странным: “Отказывайся, если выгода от сотрудничества ниже потерь”. Вроде все просто. Или нет? Сложность, конечно, кроется в оценке потерь и выгод, в поиске баланса.
Выгоды:
- Доход, загрузка, маржа — объединим вместе. Вклад в материальный результат
- Вклад в долгую стратегию сотрудничества. Проект — это не завершение. Нет ничего ценнее чем регулярный клиент с большой программой развития.
- Вклад в опыт, бренд, репутацию — маркетинг клиента и проекта может создавать новых клиентов для вас.
- Вклад в драйв команды — сильный и значимый проект дает команде импульс развития и мотивацию к победам дальше. Не стоит забывать и про резюме сотрудников, они строят карьеру и им важно чтобы проекты были значимые, с именем.
- Вклад в новое знание. Проект как источник развития новой компетенции и прокачка сотрудников.
Потери:
- Клиент не придерживается ваших ценностей и разрушает вашу команду. Риск потери сотрудников, риск развала подразделений и разрушения того, на чем строится культура в вашей компании.
- Проект не получится. Результат принесет беду клиенту. При этом клиент настаивает на проекте. Потеря денег и/или репутации.
- Нельзя заработать ни на проекте, ни в долгую, никак. Потеря денег.
Сложность в том, что не бывает чистых и однозначных “выгод и потерь”, они всегда смешаны и идут парами, тройками или вообще, как комок пластилина разных цветов, не разобрать. Баланс выгод и потерь — это, зачастую, скорее ощущение, чем расчет. Например, проект убыточен для вас, но важен в плане репутации, бренда компании или опыта команды. Или клиент прибыльный, но то, что он хочет не получится точно и проект для клиента закончится плохо. Или суперприбыльный клиент, но разрушает команду. В общем — просто не будет.
Ниже, мой топ, при котором нужно отказываться/или не совсем отказываться от клиента (номер=приоритет):
- Культура, ценности и разрушение команды
Во всех случаях, когда мы шли на компромисс с нашими ценностями, ничего хорошего не получалось. Потери будут финансовые и моральные внутри вашей команды одновременно.
Пример №1: культура клиента “искать виновных и наказывать их”. Такая культура зачастую идет вместе с чинопочитанием “начальник всегда прав” и высоким уровнем необоснованного волюнтаризма головного офиса/мега босса/акционера — “проект должен быть запущен к дате Х”. Сотрудники клиента боятся признавать ошибки. Как правило, такая ситуация у клиента отягощается дефицитом ресурса и/или еще большим дефицитом квалификации, приправленная нулевой дополнительной денежной мотивацией своих сотрудников. К чему приведет такой проект? Короткий ответ — к беде. Вы никогда не сможете построить конструкцию — “одна команда с клиентом против общих проблем в проекте”. Вы будете все время “мы и они” и всегда виноваты, так как интегратор в слабой позиции. Любая проблема будет вязнуть в бесконечный исследованиях — расследованиях кто же виноват. И вы будете виноваты. Всегда. Никакие выгоды не могут перевешивать для нас разрушение наших сотрудников и наших ценностей, мы без колебания расстаемся с такими клиентами. Так было не всегда, мы пытались искать компромисс (денег то жалко), но не было ни одного случая, чтобы нам это удалось. Если внутри клиента нет точек опоры — ничего не получится, как бы вы не старались. Потеряете и деньги, и людей, и самое главное — ваши ценности будут поставлены под сомнение (потому что они проверяются деньгами).
Пример №2: клиент считает, что вы его обманываете, ваши сотрудники врут и т.д. Базовое недоверие. В этом случае решение очень простое — расставаться, без дискуссий. Будет искушение доказывать, что мы вообще никогда так не делаем. Будет неприятно. Будет желание оправдаться. Нужно побороть это и выходить. Если клиент не доверяет вам, победы не будет.
- Сложный кейс, когда вы видите, что клиент просит пойти с ним вместе в ад
Требования клиента приведут к беде, вы это видите. Идти или нет? В проекте можно заработать, причем хорошо, но успеха не будет, а будет провал. Как правило, это сроки и объем работ. Они “не живут” в балансе. Бывает еще проект требует большой команды с высокой загрузкой со стороны клиента (часто такое бывает, когда клиент хочет сэкономить денег и на этапе оценки дает такие обещания). Своя большая команда, выделенная на 80% времени — это мифический миф. Такого не будет никогда.
Так вот, вопрос — “идем в такое или нет”? Нельзя не сказать, что есть два варианта, вы понимаете, что будет беда до начала проекта или понимаете, что беда, когда вы в ней по самое оно. Понимание до начала проекта — это ответ на вопрос, что нам важнее деньги прямо сейчас или репутация потом. Сложный вопрос, не будем кривить душой.
Хорошо, когда рынок прекрасен и клиенты в очередь, но за двадцать лет мы видели всякое, и бывает альтернативой простой команды. Мы постарались построить работу компании так, чтобы могли позволить себе всегда ответ: “Репутация важнее”. Если есть понимание до начала проекта, то мы просто не идем в такой проект, стараясь потратить максимум усилий, чтобы убедить клиента пересмотреть условия.
Понимание внутри проекта, что мы в беде — это крайне сложная ситуация. Выйти из нее, это, как правило, суды, потери денег, очень большой ущерб репутации. Лучшее решение — приостановить проект и попробовать его разобрать вместе с клиентом на части. Это как правило хорошее решение, если клиент вашей культуры и ценностей. Тут главное — честность со всех сторон. Если культура похожа, выход найдется, не без финансовых потерь для вас, но потеря денег — это далеко не худший вариант. Если культура разная, то нужно расходиться. Болезненно, признать, что мы не тянем и выходить. Искать пути завершения этапов, помогать клиенту с поиском нового подрядчика, делать какие-то работы за свой счет, чтобы сделать выход более плавным и безболезненным. За двадцать лет работы у нас было два таких случая.
- Потеря денег. Заработать не получится
Самая простая ситуация. Выход — смотреть на проект, как на чистое искусство. А если серьезно, то такая ситуация неприятна, просчитались, ошиблись — бывает. Если проект – это часть большой стратегии сотрудничества, то ничего страшного не случилось. Потери проекта — это инвестиции в будущее. Как говорят трейдеры — “не получилось стать спекулянтом, придется быть стратегом”. Шутка, но доля правды в ней есть.
Работа в долгую, маркетинговые плюсы, прокачка команды — это все иногда важнее денег в моменте. Главное — открытость. О своих потерях рассказывать клиенту весело и несложно. Клиенты зачастую относятся с пониманием к такой открытости, если компания не просит увеличить бюджет конечно и не спрыгивает с проекта.
Если заработать не получится никогда, то тут вопрос репутации. Мы, как правило, будем заканчивать такой проект до победы, даже если он принесет минус. Наши ошибки — это возможность извлечь очень важный нам опыт.
Резюме:
- Ключевая точка принятия решения для нас — это культура и ценности клиента. Если она совпадает с нашей, то выход можно найти почти из любой ситуации и проект бросать нельзя. Если не совпадает, даже хороший проект может прийти в беду. Не врать. Не знаешь — скажи. Не искать виноватых, а решать проблему. Не наказывать за ошибку, но не скрывать их. Помогать друг другу. Люди — это ценность, а не безымянный ресурс. Начальник не всегда прав, важна не должность, а аргументы и мера ответственности за решение. Вроде простые правила, но, к сожалению, встречаются клиенты, кому эти правила далеко не так очевидны. Радует, что таких совсем немного.
- Деньги против репутации. Нужно быть готовым выбрать репутацию против денег. Это не слоган. И сказать: “Я всегда выбираю репутацию” очень просто, но всегда следовать не так уж и легко. Нужно вложить время и деньги в свою бизнес-модель, чтобы быть готовым выбрать доделать проект, не взирая на минус. Это непросто. Если вы не готовы, и тылы не крепки, то лучше не ставить планку так высоко.
- Не идите в ад. Там не будет хорошо. Если вы понимаете, что проект не “полетит” до старта, в процессе проекта приятные сюрпризы, которые сделают вашу жизнь проще, крайне маловероятны. Ставки ниже рынка, сроки ниже здравого смысла, “невпихиваемые” объемы — все это сигналы того, что до беды рукой подать.
Подавляющее большинство наших проектов успешны. Это наша работа, навык и квалификация. Наш хлеб. Но это не все компоненты успеха, это еще и клиенты, с классными командами, отличной культурой, смелыми стратегиями и готовностью управлять изменениями профессионально и открыто.